Сатиры - в древнегреческой мифологии - низшие лесные божества, демоны плодородия, составляющие свиту Диониса. Сатиры: - ленивы и похотливы; - постоянно заняты играми и танцами; - бродят по лесам и вместе с нимфами водят веселые хороводы; - изображаются полулюдьми-полукозами с растрепанными волосами и тупым вздернутым носом. Постоянными атрибутами сатиров являются: тирсы, флейты и мехи с вином.
Северные письма - в истории древнерусского искусства - совокупность стилистически близких произведений иконописи, созданных живописцами русского Севера в 15-18 веках. Для северных писем характерны: - несколько наивная наглядность образов, - декоративность и некоторая упрощенность живописных приемов.
Сейченто - семнадцатый век как период в развитии итальянской культуры. итал. Seicento - шестьсот
Селена - в древнегреческой мифологии - богиня луны, дочь Гипериона и Фейи. Селена изображается мчащейся по небу в блестящей колеснице, запряженной парой белоснежных коней, и скрывающейся в Океане.
Семь чудес света - прославленные достопримечательности государств древнего мира: -1- великая пирамида в Гизе; -2- висячие сады Семирамиды в Вавилоне; -3- храм Артемиды в Эфесе; -4- статуя Зевса в Олимпии; -5- Галикарнасский Мавзолей в Малой Азии; -6- Колосс Родосский; -7- Фаросский маяк в Александрийском порту.
Сиенская школа - живописная школа Италии, сложившаяся в 13 веке под влиянием традиций итало-византийской иконописи и готической книжной миниатюры. Произведения сиенской школы отличаются: - одухотворенным лиризмом образов; - эмоциональной насыщенностью мягкого локального колорита; - утонченностью линейного ритма.
Синтез искусств - органичное соединение разных (видов) искусств в художественное целое. Синтез искусств подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к простой сумме составляющих его компонентов.
Сион - вид православной церковной утвари: - предназначенной для хранения просфор (освященного хлеба); - изготавливавшейся из серебра; - повторяющей архитектурные формы христианских церквей.
Сирены - в древнегреческой мифологии - полуженщины-полуптицы, рожденные рекой Ахелоем и одной из муз. Сирены обитали на острове и своим волшебным пением увлекали мореходов, которые гибли в морской пучине. Сирены изображались в виде крылатых существ с грудью и головой женщины и птичьими ногами.
Сизиф - в древнегреческой мифолологии - сын царя Эола и Энареты. Сизиф совершил многие беззакония и за свои преступления понес в Аиде суровое наказание. Сизиф должен был вкатывать на гору тяжелый камень, который, достигнув вершины, срывался вниз, и всю работу приходилось начинать сначала.
Скифос - в Древней Греции - керамический сосуд для питья вина. Скифос имеет суживающееся книзу тулово с двумя ручками у самого края широкого устья.
Скопкарь - деревянный или металлический ковш в форме ладьи с двумя рукоятями в виде головы и хвоста птицы.
Выразительные средства скульптуры - - постановка фигуры в пространстве, передача ее движения, позы, жеста; - светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы; - фактура лепки или обработка материала; - зрительный эффект массы и весовых отношений; - пропорции; и - характер силуэта.
Слепок - точная копия произведения скульптуры, прикладного и других видов искусства, имеющего объемный характер. Слепок получают путем снятия с оригинала формы и заливки в нее гипса, синтетической массы и т.п. Слепки используются в музейных экспозициях, в качестве учебного пособия и в реставрации. Moulage
Социалистический реализм - в СССР - творческий метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Концепцией социалистического реализма считалось правдивое отображение действительности в ее революционном развитии.
Спортивное сооружение - отдельное здание или комплекс построек, предназначенные для оздоровительных и учебно-тренировочных занятий, а также соревнований по различным видам спорта.
Средневековое искусство - ранний и зрелый этапы истории искусства феодальной эпохи: - 5-14 века для стран Европы (до эпохи Возрождения); - 10-17 века для России; - 3-18 века для стран Востока. Средневековое искусство было тесно связано с системой средневекового религиозного мировоззрения.
Стайлинг - направление художественного конструирования: - не затрагивающее конструктивную и функциональную основу промышленных изделий; - использующее линии, формы, тона, цвета для внешнего изменения этих изделий с целью вызвать у потребителя положительную эмоциональную реакцию.
Стамбха - в буддийском искусстве Индии - мемориальный монолитный каменный столб, увенчанный лотосовидной капителью с символическими скульптурными изображениями животных.
Скульптурный станок - деревянный треножник с вращающейся круглой или квадратной доской-подставкой, на которую помещают создаваемое произведение круглой скульптуры. Поворачивая доску, скульптор получает возможность: - менять освещение будущего произведения; и - корректировать его выразительность и его восприятие с разных точек зрения.
Статуя - свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост, а также животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте. Так называемая конная статуя изображает всадника.
Стаффаж - фигуры людей и животных, изображаемые в пейзажной живописи для оживления вида и имеющие второстепенное значение. Иногда стаффаж выполнялся не автором пейзажа, а другим художником. нем. Staffieren - украшать картины фигурами
Стека - деревянная, костяная или металлическая палочка с расширенными в виде лопатки концами. Стека используется скульпторами при лепке из глины и других мягких материалов. Stecca
Художественное стекло - витражи, смальтовые мозаики, художественные сосуды, архитектурные детали, декоративные композиции, скульптуры (малых форм), светильники, искусственные драгоценности (бижутерия). Для художественного стекла характерно разнообразие техник и стилевых тенденций.
Стенные росписи - изобразительные композиции и орнаменты, исполненные красками непосредственно на оштукатуренных стенах, потолках или на холсте, бумаге и других материалах, закрепленных на поверхностях архитектурных сооружений. Стенные росписи выполняются преимущественно средствами фрески, клеевой живописи, темперы, восковой живописи, масляной живописи.