Свинцовый карандаш - штифт для рисования, вставленный в металлический футляр. Свинцовый карандаш: - оставляет на бумаге не яркий, но четкий след; - применялся в 13-17 веках для подготовительных набросков.
Связующее вещество - растительное масло, клей, яйцо, воск, смола и другое вещество, входящее в состав краски и определяющее все ее специальные свойства, за исключением цветового тона, обусловленного пигментом. Связующее вещество: - скрепляет по высыхании частицы пигмента между собой и с грунтом; - создает связный и устойчивый красочный слой; - обеспечивает сохранность красок; - определяет способы наложения красок и закрепления их на основе.
Сеанс - период непрерывной работы художника без длительного перерыва и без перемены модели и задания. На выполнение произведения художник может затратить несколько сеансов.
Сепия - прозрачная коричневая краска для рисунков кистью и пером. Различают: - натуральную, жидкую сепию, которая изготавливается из чернильного мешка морского моллюска и имеет серовато-коричневый тон; - искусственную сепию, которая разводится водой и бывает многообразной по цветовым оттенкам. греч. Sepia - каракатица
Серебряный карандаш - инструмент для рисования; тонкая серебряная проволочка (с ручкой). Серебряный карандаш имеет темно-серый тон, который со временем приобретает коричневый оттенок. Штрихи серебряного карандаша не стираются.
Серия - в классическом искусстве - ряд произведений станкового искусства, связанных единством замысла. Серия - в современном искусстве - группа станковых работ, связанных единством предмета изображения, варьирующих некоторый частный аспект изображаемого. лат. Series - ряд
Скульптура малых форм - небольшие скульптурные произведения: - изготовляемые художественной промышленностью и народно-художественными промыслами из керамики, металла, кости, камня, стекла или пластмассы; и - предназначенные для украшения жилого интерьера. К скульптуре малых форм относятся: - жанровые статуэтки; - настольные портретные изображения; - игрушки; а также - произведения медальерного искусства и глиптики.
Соц-арт - направление искусства 1970-х, 1980-х годов, сложившееся в СССР в рамках альтернативной культуры. Художники соц-арта использовали и гротескно перерабатывали расхожие символы и лозунги коммунистической пропаганды и агитации.
Спектральные цвета - семь цветов солнечного спектра, составляющие при оптическом смешении видимый глазом естественный дневной свет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Каждый спектральный цвет через многочисленные оттенки переходит в соседние цвета.
Станковая графика - род искусства графики, произведения которого: - самостоятельны по назначению и форме; - не включены в ансамбли книги или альбома; - не входят в контекст улицы или общественного интерьера; - не имеют прикладного назначения. Основными видами станковой графики являются: станковый рисунок и станковый лист печатной графики (эстамп). Основными формы бытования станковой графики являются музейные и выставочные коллекции и экспозиции.
Станковая живопись - род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Основной формой станковой живописи является картина, отделенная рамой от окружающей обстановки. В станковой живописи используются различные техники: - живопись восковыми красками, темпера, масляная живопись; а также - (тяготеющие к графике) акварель, гуашь, пастель.
Станковая скульптура - род скульптуры, предназначенной: - для выставок, музеев, общественных и жилых интерьеров; а также - для продажи на художественном рынке. Станковая скульптура: - рассчитана на восприятие с близкого расстояния; - не связана с предметным окружением и архитектурой конкретного интерьера; - предполагает продолжительный контакт со зрителем и побуждает его к сопереживанию.
Станковое искусство - произведения живописи, скульптуры и графики: - имеющие самостоятельный характер; - свободные от прямых утилитарных функций; и - не предназначенные для вхождения в ансамбль в качестве его составной и неотъемлемой части. Произведения станкового искусства рассматриваются обособленно от окружения, их значение не меняется от места, где они находятся.
Статуэтка - вид мелкой пластики; статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера. Statuette
Колосс - в истории искусства - статуя огромной величины.
Стилизация - имитация образной системы и формальных особенностей одного из стилей прошлого, использованных в новом художественном контексте.
Студия - помещение, предназначенное для работы живописца, скульптора или графика, - с необходимым оборудованием: мольберт, скульптурный или печатный станок; - со стеллажами для хранения работ; - со специальным (верхним) освещением. Atelier Werkstatt
Суперобложка - обложка из плотной бумаги, надеваемая на переплет книги и закрепляемая на нем с помощью боковых клапанов. Суперобложка содержит информацию о книге, покрывается лаком или прозрачной синтетической пленкой. Jaquette Schutzumschlag
Суровый стиль - направления в советском искусстве 1950-1960-х годов, для которых характерны: - поэтизация и героизация жизни простых людей; - подчеркивание энергии, воли и драматизма судьбы своих современников или старших поколений; - монументализированные композиции; - обобщенные, лаконичные формы; - крупные цветовые пятна.
Сухая игла - вид техники гравирования на металле, при которой рисунок процарапывается иглой на металлической доске. Для гравюр, исполненных в технике сухой иглы, характерна бархатистость штрихов, возникающая благодаря оставляемым иглой заусенцам (барбам). Сухая игла часто является дополнением к технике офорта. Pointe-seche Kaltnadel
Сюрреализм - направление в литературе и искусстве 20 века, сложившееся в 1920-х годах. Опираясь на учение З.Фрейда, сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя в грезах, сновидениях, галлюцинациях, внезапных озарениях, автоматических действиях. Общими особенностями искусства сюрреализма являются: фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость и изменчивость образов. фр. Surrealisme - сверхреализм
Ташизм - течение в западноевропейском абстракционизме 1950-х, 1960-х годов; живопись пятнами, которые: - не воссоздают образов реальности; - наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана; - выражают бессознательную активность художника. фр. Tache - пятно
Темпера - живопись красками, в которых связующим веществом являются эмульсии. Распространены эмульсии: - из воды и яичного желтка; либо - из разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом или масляным лаком. Tempera Detrempe итал. Temperare - смешивать краски
Теплый цвет - цвет, расположенный в теплой части спектра: красные, оранжевые, желтые тона. В произведениях искусства теплый цвет связывается с цветом огня, солнечного света и т.д.
Художественная техника - совокупность знаний, навыков, способов и приемов, с помощью которых исполняется художественное произведение. греч. Techne - мастерство