Наглядно-действенное мышление - совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами.
Наглядно-образное мышление - совокупность способов и процесс образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними.
Инструментальное научение - научение, происходящее: - за счет спонтанного порождения организмом множества разнообразных реакций на один и тот же стимул или ситуацию; - с последующим закреплением только тех реакций, которые оказались наиболее удачными с точки зрения полученного эффекта.
Повторение - механизм запоминания, заключающийся в многократном воспроизведении некоторого материала с целью его заучивания и сохранения в памяти. Повторение служит средством развития высших социализированных форм памяти.
Подростковый возраст - возраст, являющийся переходным от детства к взрослости и охватывающий период времени от 10-11 до 13-14 лет.
Проблемная ситуация - учебная ситуация, которая содержит в себе трудноразрешимый для ученика вопрос.
Проблемное обучение - обучение, построенное на основе создания и использования проблемных ситуаций.
Просоциальные мотивы - мотивы поведения человека, содержащие в себе выраженное и осознаваемое стремление делать людям добро.
Психокоррекция - целенаправленное изменение психологии или поведения здорового человека, нуждающегося в оказании психологической помощи, посредством методов психологического воздействия на него.
Референтная личность - человек, особенно значимый и ценный для другого человека как образец для подражания. Референтная личность выступает источником основных ценностей, норм и правил поведения, суждений и поступков для другого человека.
Синкретизм мышления - характеристика логически неразвитого мышления, выражающаяся в проведении операции классификации предметов и явлений, определяемых заданным понятием, по разнородным, логически непоследовательным признакам.
Словесно-логическое мышление - мышление человека, в котором основным средством решения задач являются логические рассуждения, а материалом - понятия и словесные абстракции.
Теоретическое мышление - мышление человека, оперирующего с понятиями, содержащими в себе теоретические знания, и в своих выводах порождающего аналогичные знания.
Теория социального научения - социально-психологическая теория, объясняющая процесс приобретения человеком жизненного опыта посредством социальных влияний и связанных с ними подкреплений и наказаний.
Условнорефлекторное научение - приобретение реакции на новые раздражители по механизму условного рефлекса.
Эгоцентрическая речь - специфическая, фрагментарная речь ребенка дошкольного возраста, сопровождающая его предметные игры.
Эйдетическая память - вид зрительной памяти человека, связанной со способностью четко и детально, восстанавливать в памяти зрительные образы виденного.
Ретроактивное торможение - негативное влияние деятельности, которая следовала сразу за заучиванием, на последующее воспроизведение заученной информации. Сила ретроактивного торможения увеличивается с увеличением сходства между материалом для заучивания и содержанием затормаживающей запоминание деятельности. Механизмом ретроактивного торможения выступает запредельное торможение или отрицательная индукция нервных процессов. лат. Retro - назад + Actio - действие
Произвольное воспроизведение - воспроизведение, обусловленное реализацией репродуктивной задачи, которая либо ставится субъектом самому себе, либо ставится ему другими людьми.
Фон - в художественных произведениях - глубинные, менее значимые части изобразительной или орнаментальной композиции, перед которыми выступают основные, первоплановые мотивы. Фоном могут служить изображения дальнего плана. фр. Fond - глубинная часть
Насыщенность цвета - параметр цвета, характеризующий степень чистоты цветового тона. Чем ближе цвет к монохроматическому, тем более он насыщен. Различают несколько качественных характеристик насыщенности цвета: - живая (vivid) насыщенность; - сильная (strong) насыщенность; - глубокая (deep) насыщенность. Ненасыщенные цвета характеризуются, как тусклые (dull), слабые (weak) или вымытые.
Пресс-тур - экскурсия, организованная для журналистов, с целью привлечения внимания к региону, проекту, заводу-производителю или предприятию. Пресс-тур может выступать самостоятельным информационным поводом.
Акварелированный рисунок - прием акварельной техники, заключающийся в соединении легкого, прозрачного слоя акварели с рисунком карандашом или пером.
Ретушный лак - в живописи - лак, служащий для обработки затвердевшего красочного слоя перед повторной пропиской. Ретушный лак устраняет жухлость красок.
Состояние - отпечаток: - выполненный на промежуточных стадиях работы над произведением художественной печатной графики; но - имеющий самостоятельного художественного значения.