на главную

Ретроспекция - когнитивный процесс мысленного выстраивания прошедших событий жизни в определенный временной ряд. лат. Retro - назад + Specto - смотрю

Классификация памяти Э.Тульвинга - дифференцированная схема процессов долговременной памяти, включающая три вида долговременной памяти: процедурную, семантическую и эпизодическую. При этом предполагается, что знания в долговременной памяти организованы в форме скриптов. В качестве дополнительных видов памяти выделены: - проспективная память (память на намерения); - ретроспективная память (память на содержание).

Процедурная память - в схеме Э.Тульвинга - вид долговременной памяти, в которой хранятся связи между стимулами и реакциями (рефлексы, навыки).

Семантическая память - в схеме Э.Тульвинга - вид долговременной памяти, в которой хранится систематизированное знание субъекта: - о символах, их значениях, о взаимоотношениях между ними; и - о правилах манипулирования этими символами.

Эпизодическая память - в схеме Э.Тульвинга - вид долговременной памяти, в которой хранится информация о целостных событиях, всегда имеющих автобиографический характер, и о связях между ними.

Скрипт - в схеме Э.Тульвинга - схема события, которая включает в себя ряд отдельных эпизодов. англ. Script - сценарий

Узкий локализационизм - представление об устройстве мозга, согласно которому психологические функции рассматриваются как единые и неразложимые на составные части (психические способности), которые реализуются за счет работы узко локализованных участков коры головного мозга.

Теория системной динамической локализации высших психических функций - разработанная Л.С.Выготским и А.Р.Лурия теория, согласно которой: - психические функции человека рассматриваются как системные образования, которые формируются прижизненно, являются произвольными и опосредствованными (речью); - физиологической основой психических функций выступают функциональные системы, включающие афферентные и эфферентные взаимозаменяемые звенья, связанные с определенными мозговыми структурами; - у различных функциональных систем существуют общие звенья, которые могут участвовать в реализации многих психических функций.

Антилокализационизм - представление об устройстве мозга, согласно которому: - мозг представляет собой единое и недифференцированное целое, работа которого в равной степени обусловливает функционирование всех психических процессов; и - при поражении любой области мозга происходит общее снижение психических функций, степень которого зависит от объема пораженного мозга.

Блоки мозга - по А.Р.Лурия - структурно-функциональную модель, в которой каждая высшая психическая функция выполняется за счет работы трех мозговых блоков: -1- блок регуляции уровня общей и избирательной активации мозга, образованный неспецифическими структурами ретикулярной формации ствола мозга, структурами среднего мозга, диэнцефальных отделов ствола, лимбической системы, медиобазальными отделами коры лобных и височных долей мозга; -2- блок приема, переработки и хранения модально-специфической информации, образованный основными анализаторными системами, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий; -3- блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции, образованный моторными, премоторными и префронтальными отделами коры больших полушарий.

Латерализация функций головного мозга - нейрофизиологический процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга, происходящий в онтогенезе. Латерализация функций головного мозга приводит к межполушарной асимметрии психических функций. лат. Lateralis - боковой

Реакция следования - у животных - форма запечатления, проявляющаяся в следовании птенцов и детенышей млекопитающих за родителями и друг за другом Биологический смысл реакции следования заключается в обеспечении сплоченности семьи и видовых групп.

Гипнагогические галлюцинации - зрительные и слуховые галлюцинации, возникающие при засыпании в переходном от бодрствования ко сну периоде. греч. Hypnagogic - вызванный сном

Теория уровней обработки - концепция памяти, обосновывающая прямую связь между объемами запоминания и уровнями обработки информации: - на поверхностном уровне происходит сенсорный и подетальный анализ стимула; - на следующем уровне стимул опознается и определяется его значение; - на самом глубоком уровне стимул связывается с долговременными ассоциациями.

Вестибулярные галлюцинации - галлюцинации общего чувства в виде ощущения нарушений равновесия, падения тела или зависания в воздухе.

Зрительные галлюцинации - галлюцинации в виде зрительных образов и ощущений.

Тактильные галлюцинации - мнимые ощущения: - передвижения под кожей мелких предметов; или - ползания по телу насекомых; - прикосновения к коже неодушевленных предметов. Часто тактильные галлюцинации сопровождаются жжением и зудом.

Мировое образование - система учреждений и мероприятий, обеспечивающих организацию процесса познания с учетом присущих конкретной эпохе ведущих тенденций передачи опыта и развития личности.

Многоуровневое образование - процесс, предполагающий завершенность профессиональной подготовки на каждом уровне, подтверждаемой: - дипломом о неполном высшем образовании; - дипломом бакалавра; - дипломом специалиста с высшим профессиональным образованием; - дипломом магистра; или - иным удостоверением.

Оптимизация педагогического процесса - логическая последовательность действий учителя для избранного сценария учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая парадигма - устоявшаяся точка зрения, ставшая образецом в решении образовательных и исследовательских задач.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Поликультурное образование - процесс, заключающийся в создании условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам.

Профессионально-педагогическое образование - сфера социальной жизни, создающая условия для развития индивида в процессе освоения ценностей профессиональной мировой и национальной культуры.

Самостоятельная работа - вид деятельности школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания. Самостоятельная работа способствует сознательному и прочному усвоению: - знаний; - умений; и - навыков формирования познавательной самостоятельности.


<= назад вперед =>

(c) Все права принадлежат авторам
Материалы по социологии